SKIF


.


SKIF  /  НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ  /  ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ С ГОРЫ АЛЧАК?


   




          


   





ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ С ГОРЫ АЛЧАК?



В середине зимы приятно вспомнить о летнем отдыхе на море. Во второй половине июля минувшего 2021 года мы побывали на крымском берегу, в Судаке. Местный виноград из-за страшной жары висел безжизненными плетьми абсолютно зелёный, потому что температура стояла выше 30 по Цельсию, и все сады замерли. Это, впрочем, не помешало нашим коротким прогулкам в окрестностях древнего портового города, основанного аланами-степняками ещё в III веке от Р.Х. В один из таких испепеляющих деньков мы даже взошли на вершину небольшой скалистой горы Алчак-Кая. 





Примерно за 150 миллионов лет до наших дней гора была коралловым рифом, поднявшимся, как и все Крымские горы, в результате столкновений геологических платформ. Теперь же с её вершины открывается прекрасный вид во всех направлениях: к западу - на город и Судакскую бухту, к востоку - на мыс Меганом, к северу - на горные массивы, а к югу - на синий простор, где почти всегда можно увидеть резвящихся дельфинов. Говорят, что в районе мыса Алчак их любимое место. Но однажды один из этих разумных обитателей, на удивление крупный, стал выделывать свои кульбиты прямо среди нас, купающихся!

*    *    *
Про местные горные массивы часто упоминает Иван Шмелев в своей страшной повести "Солнце мертвых", описывая трагические события Гражданской войны и голода начала 20-х годов XX века:
"...Правее дальше - крепостная стена-отвес, голая Куш-Кая, плакат горный. Утром - розовый, к ночи - синий. Все вбирает в себя, все видит. Чертит на нем невидимая рука... Сколько верст до него, а - близкий. Вытяни руку и коснешься: только перемахнуть долину внизу и взгорья, все - в садах, в виноградниках, в лесах, балках. Вспыхивает по ним невидимая дорога пылью: катит автомобиль на Ялту.
Правее еще - мохнатая шапка лесного Бабугана. Утрами золотится он; обычно - дремуче-черен. Видны на нем щетины лесов сосновых, когда солнце плавится и дрожит за ними. Оттуда приходит дождь. Солнце туда уходит.
Почему-то кажется мне, что с дремуче-черного Бабугана сползает ночь..."

*    *    *
Генуэзские купцы, основавшие в средние века на Крымском побережье укреплённые торговые феоды, называли этот город именем Солдайя. Они построили здесь в XV веке мощную крепость для защиты от татарских набегов, - её неприступные башни и сейчас возвышаются над обрывистой скалой в западной оконечности города. 



Современное название города возникло во второй половине XV века, в период Крымского ханства и турецкого владычества, являясь искажённым вариантом более древних названий. Примерно с середины XV века и до окончательного завоевания Крымского юрта при Екатерине II в прибрежных городах Крыма, особенно в Феодосии, основным товаром были рабы. Судак едва ли являлся исключением...
Примерно за тысячелетие до генуэзцев и татар этот бойкий торговый центр был очень важным экономическим объектом тысячелетней Византийской империи и назывался Сугдеей. В конце восьмого века после смерти местного византийского святого, епископа Стефана (700 - 787), порт был захвачен, наряду с другими греческими колониями, с морского десанта русами под предводительством князя Бравлина. Испытав мистическое переживание у гроба св. Стефана, князь русов тогда же принял крещение. Отсюда следует, что святая княгиня Ольга не была первой ласточкой в деле христианизации Древней Руси.
По-видимому, уже с этого византийского периода в православных источниках город стал называться Сурожем и покровителем его стал святитель Стефан Сурожский. Он же является святым покровителем зарубежной епархии Русской православной церкви в Великобритании и Ирландии с 1962 года.
С православным названием города "Сурожа" также связано зарождение особого южнорусского диалекта "суржика", распространившегося позднее на Украине. Можно уверенно предположить, что суржик уже имел хождение в XI веке среди купцов Древней Руси, торговавших здесь с греками мехами и другими северными товарами под защитой Тмутаранского княжества. Археологи именно в Судаке обнаружили множество древнерусских предметов домонгольского периода: новгородскую гривну, княжескую печать, стеклянные новгородские бусы... Об оживлённой русской торговле сообщают и западноевропейские источники.
Из древней Солдайи в XIII веке начал свой путь на восток венецианец Марко Поло, чей дядя, тоже Марко, имел здесь свой дом. Это вспоминают часто. Гораздо реже вспоминают, что за семь лет до Марко Поло, в 1253 году, именно отсюда начал свой сухопутный маршрут в далёкий Каракорум монах-минорит Вильгельм де Рубрук, посланник французского короля Людовика IX к монгольскому хану Батыю. После своего возвращения из опасного и невероятно длинного путешествия он станет автором одного из первых европейских бестселлеров "Путешествие в Восточные страны". В то время европейцы знали Крымский полуостров под именем Газарии или Кессарии, по старой памяти о разгромленной русами в X веке Хазарии.
Сообщив, что в Солдайю (Судак) он со своими людьми прибыл морем, в первых же страницах книги Вильгельм де Рубрук пишет, обращаясь к французскому королю:
"...Мы прибыли в область Газарию или Кассарию, которая представляет как бы треугольник, имеющий с запада город, именуемый Керсона, в котором был замучен Святой Климент. <...>. В середине же, приблизительно в направлении к южной оконечности, Кассария имеет город, именуемый Солдаия, который обращен к Синополю наискось, и туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран и желающие переправиться в Турцию. Одни привозят горностаев, белок и другие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, бумазею (gambasio), шелковые материи и душистые коренья..." 

С Новым годом и Рождеством!






Версия для печати
Гостевая книгаСтатья М.А. ЗаплатинаСкифская цивилизация в книге ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS